Медиатека
Виды человеческих психотипов и как с ними работать
Для работы в профайлинге необходимо чётко различать виды человеческих психотипов. Их всего восемь и каждый из них говорит на своём языке. Этот язык действительно уникален. Каждый человек воспринимает одинаковую информацию через разные фильтры внимания. И у каждого психотипа своя стратегия лжи. Итак, разберём каждый из них по отдельности.
1) Истероиды. Это люди, которые привыкли привлекать к себе внимание. Мимо девочки такого типа ты не пройдёшь. Это куча блестяшек, что-то короткое, прозрачное, яркие цвета в одежде. Всё гипертрофированно – губы, ногти, грудь. Но тем не менее все это имеет некую структуру. Да, ярко, вызывающе, эпатажно, но чувствуется, что это цельный образ. Истериоды всегда позитивно настроены, очень легко идут на контакт, могут подойти познакомиться к любому человеку, легко принимают и делают комплименты, у них всегда позитивная коннотация речи. Они стараются не запоминать плохого, и это их осознанный выбор. Они кайфовые, позитивные, легкие в отношениях.
Как с ними коммуницировать? Люди, работающие в профайлинге, знают, что истериодов надо много хвалить. И чем больше вы их хвалите, тем больше они хвалят вас. Это очень важный момент для работы с истероидами.
2) Эмотивы. Их базовые ценности – гармония, жертвенность. Они любят джемпера, шерсть, у них сумасшедшее чувство вкуса, такта, они ненавидят пошлость, очень тонко реагируют на агрессию, стараются не ругаться матом. Если эмотив понимает, что кроме него некому работать в субботу, он всегда останется. Это те ребята, которые на войне всегда погибают первыми. Не потому что они герои, не потому что они не хотят жить. Просто кто-то должен остаться. Людям, применяющим профайлинг, хорошо известно, что жёсткие подкаты с эмотивами практически никогда не срабатывают, нужен очень мягкий заход. Более того, эмотивы это один из некриминальных психотипов. Очень часто они берут вину на себя, если надо кого-то спасти. Главное чувство в жизни для эмотива – любовь. Они умеют со всеми договариваться, потому что располагают к себе.
3) Эпилептоиды. Это психотип, который будет постоянно пробовать что-то отжать. Неважно в какой области, будь это территория, отношения, материальные ценности. Они всегда по чуть-чуть пробуют нарушить договорённости. Не надо думать, что они плохие, просто у них так устроен мозг, они так проверяют возможность захвата чужой территории. Это хищники. Жёсткие, структурные, системные, чётко знающие иерархию и соблюдающие субординацию. Основная цель их жизни – захват чужих территорий, чужих ресурсов. Их всегда можно узнать по крупному, крепкому телосложению. Работающие в профайлинге чётко знают, эпилептоиды никогда не бывают виноватыми, они всегда назначают виноватого. Если истероидная модель в основном женская, то эпилептоидная – мужская. Это ребята, которые приходят, берут что им надо, и уходят.
Как понять, что перед вами эпилептоидная девочка? В первую очередь, по короткой стрижке. Эпилептоиды максимально практичны. Они одеваются как надо, по мероприятию. Как истероид идёт в спортзал? Девочка пришла, и ты не понимаешь, то ли она в нижнем белье, то ли это уже спортивная одежда. Эпилептоид в спортзал одевается функционально. Как только ты видишь барышню, которая одета очень практично, удобно, структурно, нет никакого вызова, всё грамотно подобрано, всё уложено как надо, всё очень комфортно – это эпилептоид. В жизни всё будет так же, она всегда сверху, а твой номер будет второй. Но они чётко понимают кто старший в стае. У эпилептоидов всегда простые критерии – кто больше зарабатывает, кто сильнее, у кого больше ресурсов, тот и главный. Это самые практичные люди. На переговорах есть три модели работы с ними: на равных (это самая плохая модель); позиция снизу; позиция сверху, позиция эксперта.
4) Параноялы. Все, кто занимаются профайлингом, в курсе, что они очень во многом схожи с эпилептоидами. Это люди, которые ставят перед собой какую-то цель и вся их жизнь посвящена ей. Они всегда добиваются тех целей, которые перед собой ставят. Это антиподы эмотивам. Люди, для которых нет принципов, нет ничего святого, нет правил, они не понимают этих слов. Это всегда руководители крупных компаний, они мыслят сетями. Если такому человеку сказать «а давай откроем тренинговый центр в Питере», то он сразу просчитывает, какие города есть рядом, чтобы открыть сразу сеть. Эпилептоиды – тактики, они хорошо мыслят здесь и сейчас. Параноялы – стратеги, они выстраивают длинные цепочки, сложные схемы. Для достижения цели они готовы на всё.
Как одевается эпилептоид? У него есть десять тысяч, он себе купит три рубашки по три тысячи. Параноял купит одну за десять, он не так богат, чтобы покупать плохие вещи. Одна хорошая вещь служит дольше, чем три плохих. Паранояла всегда видно по очень дорогим, но не броским цацкам. Они надевают самое дорогое и самое качественное.
5) Шизоиды. У шизоидов всегда добрые, грустные глаза. С ними безумно комфортно. Как человек, работающий в профайлинге, понимает, что перед ним шизоид? У мужчин этого типа всегда борода. Они любят кофты с капюшонами, носят рюкзаки. Девочки любят футлярные оформления: пальто, юбки в пол, длинные платья.
Всё, что изобретено на этой планете, изобретено шизоидами. Это люди, которые лучше всех всё придумывают. Это изобретатели, фантазёры, художники, поэты, музыканты, люди со своей картиной мира. У них куча внутренних диалогов, во время которых у них рождаются реально великие вещи, они не лезут с кем-то поговорить, они сами выбирают друзей и свой круг общения. С шизоидами взаимодействовать очень тяжело, их надо принимать такими, какие они есть. Они очень тонко чувствуют любой негатив.
6) Тревожно-мнительные. Эти люди не любят быть в центре внимания. Стараются оставаться в тени, не привлекать к себе внимание, не участвовать в общем разговоре. Если на них обращают внимание, они чувствуют себя неуютно.
7) Депрессивно-печальные. Собственно, в самом названии уже есть полное описание этого психотипа. Они любят всегда ходить в чёрном, носить с собой фото умерших родственников. Их стихия – грусть, она доставляет им ресурс, и в этом состоянии они наиболее работоспособны. Всем, кто занимается профайлингом, это видно моментально.
8) Гипертимы. Это люди, которые всех побеждают. У них самая сильная нервная система. Отличаются также особой подвижностью и активностью, могут быть «душой компании».