Медиатека

Метасообщения как инструмент ораторского искусства

Наверное все мы с детства помним мультик, где звучала фраза «казнить нельзя помиловать». Это некое сообщение, от которого зависит жизнь человека. В зависимости от того, где мы поставим знак препинания, будет принято то или иное решение. Метасобщение в выступлениях, переговорах играет такую же роль как в этом случае знак пунктуации. Можно вспомнить анекдот про Вовочку, который обругал Машеньку, и учителя требуют, чтобы он перед ней извинился и сказал, что она не дура. «Маша не дура. Маша не дура. Маша не дура??? Извините!» - говорит Вовочка. Если откинуть эмоции и форму, по содержанию-то он извинился. За счёт метасообщения был поставлен такой своего рода знак пунктуации и значение этой фразы совершенно исказилось.

Ещё один пример. Человеку предстоит выступление перед публикой. А в зале сидит кто-то очень важный, от кого зависит принятие решения. И вот спикер, заикаясь и трясясь, произносит: «Наша компания всем компаниям компания, я полностью уверен в нашем продукте. И вы не пожалеете, если сделаете ставку на нас». Содержание было уверенное. Но, несмотря на это, решение, скорей всего, будет принято не в пользу выступающего. Если существует расхождение между сообщением и метасообщением, то мы больше верим в метасообщение. Это касается абсолютно разных сфер жизни – решаем ли мы иметь нам дело с этой компанией, или нет, голосовать ли за этого кандидата, идти ли с этим человеком на свидание. От метасообщения зависит две трети успеха в любой коммуникации. «Трясущемуся спикеру» можно посоветовать записаться на курсы ораторского мастерства, ну а всем нам надо научиться распознавать и опознавать метасообщения, и в случае необходимости менять их с неэффективных на эффективные.

Из чего строятся метасообщения:

1) Жесты. Есть слова-паразиты, а есть жесты-паразиты. Когда человек нервничает, волнуется, это может проявляться в том, что он что-то крутит, отрывает этикетку от пива. Эти жесты лишние, они не несут никакой информации, а только выдают определённое волнение, транслируют боязнь публичных выступлений. Жесты должны быть расслабленные, уверенные, открытые, плавные.

2) Голос. Очень часто во время выступления перед публикой, человек волнуется и психологически ему кажется, что его не дослушают, поэтому он начинает мельтешить и говорить как можно быстрей. На самом деле, если информация передается со скоростью 800 слов в минуту, становится непонятна половина слов. Соответственно, из того, что человек услышал, он может сделать абсолютно любые выводы, ненужные тебе. Лучше сказать меньше слов, но сыграть на метасообщении, на паузе, сделать серьёзное выражение лица, проникновенный взгляд. Это произведёт гораздо больший эффект и склонит оппонента к решению в твою пользу.

Ещё одна важная вещь для всех, кому предстоит выступление перед публикой, - громкость. Часто встречаемая проблема – слишком тихий, скованный, зажатый голос. Через скованность голоса передаётся метасообщение, что это слабый человек, у него слабая позиция, плохой продукт. На самом деле этот человек может быть суперпрофессионалом в своей области и представлять высококлассный продукт. Просто у него мало опыта выступлений, переговоров, он не посещал курсы ораторского мастерства, у него боязнь публичных выступлений, и он никогда не задумывался о том, что это можно как-то натренировать и изменить. Есть и другая крайность, когда у человека очень высокий, громкий голос. Либо он считает, что чем громче он будет говорить, тем больше вероятность того, что его услышат и заметят. Истина где-то посередине и нужно просто всегда быть адекватным тем условиям, в которых ты выступаешь. И знать, на что способен твой голос. Также полезно на выступлении перед публикой менять голос, ритм, жесты. Это всегда помогает держать тонус. Человек так устроен, что его внимание всегда реагирует на изменения. Говорили тихо, вдруг какую-то мысль выделили более громким голосом. Либо наоборот одну мысль произнесли медленно, чуть-чуть тише, просто просмаковали.

3) Контакт глаз. Важно устанавливать контакт с разными частями аудитории. Если, выступая, спикер сосредоточен на одной половине зала, а на другую даже не смотрит, забытой части будет скучно, люди начнут засыпать. Хорошо бы попытаться установить контакт глазами с каждым участником встречи. Но если аудитория слишком большая, это сделать практически невозможно, поэтому можно разбить её по секторам и в каждый сектор бросать какой-то взгляд. Следует избегать и другой крайности, когда ты выбрал какого-то человека и три часа говоришь, смотря ему в глаза. Человеку будет психологически некомфортно, он начнёт прятаться, уводить взгляд. При общении с человеком один на один, 70% смотришь ему в глаза и порядка 30 % - по сторонам, делаешь какие-то жесты, заглядываешь в документы. Это воспринимается вполне комфортно. НО: в момент принятия решения, когда, например, озвучивается цена, либо когда в иной, уже интимной ситуации ты собираешься произнести «а поехали ко мне», контакт глаз должен быть самый максимальный. Он показывает, что ты уверен в своей позиции.

4) Мимика. Есть люди, которые могут только за счёт одной мимики, выражения лица поговорить на любую тему, обсудить строение Вселенной, проблемы любви, отцов и детей, объяснить, как пройти до метро. На лице очень много разных мышц и оно может принимать множество выражений. Хорошо если ты умеешь этим пользоваться, контролировать. Но чаще всего человек не следит за своей мимикой, и иногда это даже курьёзно. Бывает, что человек начинает рассказывать что-то весёлое, интересное, но при этом у него угрюмое выражение лица. Происходит несоответствие, сильный контраст. Особенно это может проявляться, если у человека боязнь публичных выступлений.

5) Поза и передвижение. О человеке многое может сказать его походка. Из походки, передвижения тоже складывается метасообщение. Так что, если предстоит выступление перед публикой, об этом тоже забывать не стоит.

Политика конфиденциальности

Тренинг-центр "МЦПИР" (далее Тренинг-центр) очень серьезно относится к защите Ваших персональных данных. Сбор личных данных на веб-сайтах Тренинг-центра происходит только в объеме, необходимом для их технической обработки. Продажа собранных данных или их передача третьим лицам абсолютно исключена.
Нижеследующие положения Политики конфиденциальности предоставят Вам краткий обзор того, как Тренинг-центр обеспечивает защиту Ваших личных данных, какая личная информация собирается и в каких целях используется.

Персональные данные

Персональными данными является личная информация, которую Вы указали о себе. Под Вашими личными данными подразумевается, например, Ваше имя, эл. адрес, почтовый адрес, номер телефона. Информация, которая непосредственно не указывает на Вашу истинную личность, как ссылки или внутренние статистические данные веб-сайта, личными данными не являются.
Использование ресурсов, предложенных на веб-сайтах Тренинг-центра, возможно и без указывания личных данных. Если Вы решите стать подписчиком на наши информационные рассылки посредством электронной почты или закажете один из наших продуктов, только в этом случае потребуется указать личную информацию.
Все данные хранятся на серверах Тренинг-центра и компаний, которые предоставляют услуги информационно-технического характера в целях обеспечения работы Тренинг-центра. Административный доступ к серверам осуществляется лишь ограниченным кругом лиц, которые предоставляют техническую, а также редакционную поддержку или поддержку по всем вопросам, связанными с платежами.
На сайтах Тренинг-центра автоматически сохраняется информация, как например, время доступа, региональное расположение, дата, и т.п. Эта информация носит обезличенный характер. Компания оставляет за собой право использовать эту информацию в анонимном порядке для ведения статистики.

Передача персональных данных третьей стороне

Мы используем Ваши личные данные исключительно в том случае, если Вы стали подписчиком на наши информационные рассылки посредством электронной почты или заказали какой-либо продукт Тренинг-центра. Ваши личные данные не будут переданы без Вашего ясно выраженного согласия третьей стороне. Если в рамках функционирования информационной рассылки посредством электронной почты или обработки заказа Ваши личные данные передаются поставщикам услуг, они также соблюдают Политику конфиденциальности Тренинг-центра. Данное условие является важнейшим критерием выбора поставщиков услуг Тренинг-центра. Мы сообщим Ваши личные данные третьей стороне лишь в том случае, если будем обязаны это сделать согласно судебному решению или другим законодательным положениям.
На некоторых сайтах Тренинг-центра существует возможность оставлять сообщения и комментарии. Некоторые из этих сообщений и комментариев доступны всем пользователям. Поэтому перед публикацией советуем тщательно проверять их на наличие данных, не предусмотренных для широкой публики. Вы должны учесть, что Ваши сообщения могут быть найдены через поисковые системы, т.е. они будут доступны пользователям сети Интернет по всему миру. Удаление личных данных или редактирование этих сообщений и комментариев производится по обращению в службу поддержки пользователей Тренинг-центра.

Идентификация пользователей (файлы Cookies)

Для идентификации пользователей на сайтах Тренинг-центра применяются файлы cookies. Они служат в первую очередь для того, чтобы сделать посещение сайтов Тренинг-центра более приятным и удобным, для оптимизации нашего спектра услуг, а также для повышения безопасности. Cookies являются небольшими текстовыми файлами, которые сохраняет Ваш веб-браузер на Вашем компьютере. Сookies не наносят ни какого вреда Вашему компьютеру и не содержат вирусов.

Информационные рассылки посредством электронной почты

На сайтах Тренинг-центра Вы можете оформить подписку на получение информационных рассылок посредством электронной почты по различным тематикам. Для того чтобы получать наши информационные рассылки Вам необходимо указать действующий адрес электронной почты и данные, позволяющие осуществить проверку того, что действительно Вы являетесь владельцем данного адреса электронной почты и согласны с получением информационной рассылки.
Получение информационных рассылок посредством электронной почты носит добровольный характер. Любой подписчик на информационные рассылки имеет возможность в любой момент отказаться от получения информационных сообщений. Для отказа от подписки на информационные рассылки достаточно перейти по ссылке "Отказаться от рассылки" ("Отписаться" или "Unsubscribe"), расположенной в нижней части любого информационного письма. Для отказа от рассылки на информационные рассылки Вы также можете обратившись в службу поддержки пользователей Тренинг-центра.

Дети и подростки

Лицам, не достигшим 18-ти лет, не рекомендуется как посещать данную страницу, так и без согласия родителей или опекунов сообщать нам свои личные данные.
С уважением, тренинг-центр Русская Модель Эффективного Соблазнения.
dialog
Если у вас есть вопросы, замечания, предложения по работе проекта МЦПИР, Вы можете изложить их руководству проекта, через эту форму.